В связи с бурным развитием
казачьего движения, наконец-то признанного законодательно, все чаще приходится
слышать один и тот же вопрос: "Кого считать казаком?" В этой статье я
постараюсь дать как можно более полный ответ, отражающий мнение Союза казаков
Области Войска Донского (ОВД).
Итак, наше казачье движение с
первых же дней своего существования провозгласило, что казаки - это четвертый
восточнославянский народ и что возрождение наше - возрождение национальное, а
не сословное. Кстати, Указ Президента РФ о реабилитации казачества подтвердил
отчасти провозглашенные нами принципы. Отталкиваясь от них, Союз казаков ОВД
выработал свою концепцию понимания казака, как представителя казачьего народа.
Так кого же мы считаем казаком? Во-первых, всякого донского казака, причем по
обеим линиям, т е. и по отцовской и по материнской. Первый Большой Круг казаков
Дона признал природными донскими казаками всех, в чьих жилах течет хоть капля
казачьей крови и кто имеет казачье национальное самосознание. К этой категории
относятся как все потомки донских казачьих родов по всем линиям так и, приемные
дети донских казаков, что имеет глубокие традиции в казачестве. Во-вторых,
считается казаком на Дону представитель любого другого казачьего войска или
казачьей общины, существовавшей до 1917 года, а именно: Кубанского, Терского,
Астраханского, Уральского, Оренбургского, Сибирского, Енисейского, Иркутского,
Забайкальского, Уссурийского. Амурского, Семиреченского казачьих войск и
Якутского казачьего полка. В третьих, казаки ликвидированных царями казачьих
войск и групп: Бугского, Черноморского (Приднестровского), Волжского казачьих
войск, а также казаки тюменские, сахалинские, камчатские и курильские. В
четвертых, казаки-булавинцы, т. е. русскоязычные жители территорий, отобранных
у Войска Донского Петром Первым за Булавинское восстание. Это: жители южных
районов Воронежской области (Богучарского Петропавловского, Верхнемамонского и
Калачевского районов) и воронежского Похоперья (Борисоглебск, Новохоперск),
жители Луганской области по рекам Айдару, Деркулу и Донцу, жители Белгородской
области по Айдару (Ровеньковская станица), оскольские казаки. Эта категория
чудом сохранилась и сейчас возрождается остальным казачеством и, - конечно же,
имеет равные права с остальными донцами. Так, к примеру, созданы инициативные
группы казаков булавинцев в местах бывших казачьих станиц - Богучаре,
Петропавловске и Верхнем Мамоне. Казаки этих станиц входят в наш Верхне-Донской
округ. В пятых, казаки-запорожцы, именно запорожцы, т. е. родовые этнические
казаки. Сейчас на Украине возродилось Низовое Войско Запорожское, дружески
настроенное по отношению к Дону. Требования запорожцев сходны с требованиями
донцов, среди запорожцев немало донских казаков! В определении потомков
запорожцев из среды украиноязычного населения запорожцы готовы оказать
посильную помощь. В шестых, сословных казаков других народов, желающих войти в
состав казачьего народа: К сословным казакам относятся потомки тех, кто в
старину писался как "русский казак", "украинский казак",
"казак-калмык", т. е. "казаки" другой национальности, чье
казачество заключалось в несении службы в казачьих частях. Здесь можно назвать
казаков: русских (елецкие и липецкие, слободские), украинских (реестровые и
слободские), калмыцких (с 1917 года - весь калмыцкий народ), башкирских,
мишарских, осетинских, бурятских, тунгусских, черкесских. Однако, в связи с
ликвидацией казачьих сословий в данных народах перед потомками названных
казаков встанет вопрос: либо влиться в свой родной народ и раствориться, либо
влиться в казачий народ. Имеются примеры и того и другого. Так, в Войсковом
правлении Всевеликого Войска Донского работал старшиной по экологии Фердинанд
Гафарович Ялалетдинов - потомок мишарских казаков Оренбургского Войска. Его
предки были мусульманами, но, Ялалетдинов принял православие и полностью
оказачился. Понятно, что он пользуется равными правами с донцами. В седьмых,
восстанавливаются в правах т. н. "казаки-лишенцы". До революции
царизмом проводилась специальная политика по отношению к казачеству, которую
можно назвать "ориентацией на отцовскую линию". Казаком считался тот,
у кого отец был казак. Мать же в расчет не бралась. Теперь же, все те, у кого в
роду до революции имелись женщины-казачки, имеют право называть себя природными
донскими казаками. В восьмых, казаки, принятые в период с 1918 по 1920 гг. По
приказу П. Н. Краснова с 1918 года получали статус казака те, кто воевал в
Донской армии. Всякий иногородний, вступивший в эту армию, автоматически
становился казаком и получал казачьи права. В девятых, восстановлен статус
приписного казака. Хуторская община может принять в свой состав приписным
казаком любого человека православного вероисповедания. Этот акт подтверждается
станичным, окружным и войсковым атаманами и священником. Он означает получение
"донского гражданства", а не казачества как национальности. Ведь
нельзя же немцу "вступить" в русские, как нельзя "вступить"
в казаки. Только дети приписного будут природными казаками, т. к. казачья среда
ассимилирует их. Все перечисленные категории, представители которых имеются на
Дону, будут пользоваться равными правами на землю и Дон, ибо они составляют
казачий народ. Теперь стоит обратиться к двум не менее жгучим вопросам
сегодняшнего дня: "Как быть с женщинами?". "Как быть с
иногородними?". В 1917 году атаман Алексей Максимович Каледин уравнял
казаков и казачек в правах. Нынешнее казачество верно заветам предков. Донская
казачка имеет равные права на участие в выборах и общественной жизни. Правда, я
думаю, некоторый консерватизм у казаков в этом вопросе есть, поэтому, вероятно,
в ближайшее время атаманш мы не увидим. Но казачье движение по Дону привлекает
в свои ряды все больше казачек, создан Союз донских казачек, имеются женские
казачьи организации в 5 округах Войска Донского. Именно сейчас, в дни
бездуховности и засилья массовой культуры, мужского пьянства, возрастает роль
матери-казачки, которая должна воспитать настоящего казака. И последнее. Об
иногородних. Тот же генерал Каледин уравнял в правах казаков и иногородних.
Союз казаков считает, что коренные иногородние имеют право на донскую землю и
Дон, имеют право на выдвижение своих представителей ("иногородний
список") на Войсковые Круги Дона. Большая часть иногородних уже давно
смешалась с казаками и ассимилировалась. К этому имеются все условия: идет
смешение казаков и иногородних (замужества и женитьбы), имеется статус
приписных казаков. Иное дело представляют люди с иной верой (мусульмане,
протестанты) и другие. Казаки выступают против наделения их правами на землю и
прочее, т. к. это иногородний элемент; не смешивающийся с казачеством и
отстаивающий воинственную религию, несущий произвол и коррупцию в донские
станицы. Те, кто живет с миром на Дону, кто уважает обычаи коренного народа -
казаков, никогда не будут притесняемы. Это говорит вся история донских казаков.
(1992 год)
Юрий КАРТАШОВ, атаман
Верхне-Донского округа
|