Меню сайта
Руководство
...
Казачьи песни
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 37
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вторник, 23.04.2024, 20:05
Приветствую Вас Гость

История

История белгородского казачества.

В стародавние времена, земли на которых поживаем мы сейчас, ещё не принадлежали Русскому государству и именовалась «Польская украина», т.е. - степная окраина. «Польской» окраина так называлась по тому, что было «диким (т.е. - не паханым) полем"

Здесь проживали различные племена, разного происхождения в том числе и народ который назывался Севера, или просто Севрюки. Это был мужественный народ, которому постоянно приходилось жить во враждебном окружении, здешние земли находились на пути набегов Крымских татар, которые часто ходили грабить на Русь через наши места.

В 16-17 веках большие и малые отряды татар ежегодно по проторенным дорогам - Моравскому, Изюмскому, Кальмиусскому и Ногайскому шляхам - приходили к Брянску, Ливнам, Ельцу, Лебедяни, Туле, а иногда достигали окрестностей Москвы. Этими набегами татары не стремились захватить южные земли России: их целью было ограбление и захват в плен местного беззащитного населения. (Если вы бывали в Холковском монастыре, то там если подняться на гору и смотреть с неё в даль , видна протяжённая долина, это и есть Изюмский шлях.)

Знаток курской старины, писатель и историк Е.Л. Марков писал о Севрюках: «Постоянная жизнь на пустынных рубежах земли русской, среди глухих лесов и болот, вечно настороже от воровских людей, вечно на коне или в засаде с ружьём или луком за спиною, с мечом в руке, постоянные схватки с степными хищниками, ежедневный риск своей головой, своей свободой, всем своим нажитым, выработали в течении времени из севрюка такого же вора и хищника своего рода, незаменимого в борьбе с иноплеменными ворами и хищниками, все сноровки которых ему были известны, как свои собственные».

До того, как в Поле стали периодически высылаться московские войска, именно на севрюков была возложена обязанность охраны рубежей Северской земли.

Севрюков часто называют казаками. Причина тому отчасти тюркские( татарские) корни, проживание в лесостепном пограничье и практически такие же как и у казаков, особенности службы и образ жизни в подобных казачьим юртам угодьях, с теми же промыслами, автономностью, самоуправлением, и этнической близостью к казачьим сообществам Дона и Запорожья.

Но были и меж казаков свои различия. Те из них, что несли службу в городах Порубежья именовались по городам. Ну а вольные казаки, жившие по рекам, по ним и именовались. По крайней мере, жившие на Осколе именовались оскольскими казаками, а на Северском Донце донецкими.

Про жителей Северской земли говаривали: «Что смотришь севрюком?» — так говорили о тех, кто смотрел «волчьим» взглядом. О недоброй славе глухих поселений Северской земли напоминают также некоторые поговорки: «Обоянцы — Бога не боянцы», «Ольховатка — Лиховатка», «Вязовое — кто войдёт тот завоет"

И всё-таки самый активный период истории северских казаков был связан с их сторожевой и городовой службами в городах Белгородской укреплённой черты. Именно «из местных» добровольцев и севрюков шло пополнение штата служилых казаков.

Из севрюков были отчасти и оскольские казаки. Их появление в 16 веке на юго-востоке Северщины связывают с организацией сторожевой службы и строительством городов-крепостей Белгородской черты: Оскола (1593), Валуйки и самого Белгорода (1596), возникшего на землях Путивльского уезда.

При этом, население этих городов было далеко не однородным и в служилые по прибору шли не только оскольские, но и другие казаки, преимущественно донские, образуя городовую, станичную и сторожевую службы.

Вообще-то, в 16-17 веках грань между «вольным» и «служилым» казаком была довольно зыбкой. Многие служилые казаки, особенно из пограничных крепостей, уходили «казаковать в поле». Да и не только они. Как пример написано в старом документе о захудалом сыне боярском: "Сбрёл в степь, сшёл в казаки”.

Были мотивы и у крестьян, даже у батраков уйти в Поле, ведь жизнь у казаков, даже полная опасностей, была все же гораздо легче и интереснее чем у крестьян.

В целом, по мнению некоторых исследователей, оскольское и донецкое казачества представляли собой ватаги южнорусского вольного казачества Северской земли, отчасти ведущего своё происхождение от древних «северян» и их потомков севрюков, при этом они являлись отдельными ветвями казачества как такового.

Казаков, селившихся на Донце называли «донецкими казаками». Сам же Северский Донец в среднем и нижнем течении Северского Донца, вместе с Доном от дельты до устья Донца ещё в 17 в. именовался Доном или Доном Великим. Конечно же сейчас это трудно представить, но со времён Золотой Орды и до 1548 года казачьего населения на Среднем и Нижнем Дону, кроме азовских казаков, состоявших из тюрок-мусульман, не было. А донские казаки или донцы в основном-то жили на Северском Донце - Великом Дону.

Казаки — категория служилых людей города Старый Оскол, выполняющих довольно широкий спектр государевой службы: станичная, сторожевая, посольская, караульная, передачи срочных сообщений, сопровождение важных грузов и другое. Этот разряд наиболее пестрый по своему составу и положению. В современном городе Старый Оскол они составляли две группы - городовые и беломестные. Наименование городовых казаков произошло, прежде всего, оттого, что в их отряды поступали вольные люди, вообще, издавна осваивающие наш край. В обиходном языке их называли бортниками, в Путивле севрюгами, но чаще казаками. Занимались они промыслами и охотой и оседали на изученных знакомых местах.

Впервые с термином «оскольский казак» мы встречаемся задолго до основания города. В 1569 г. оскольский казак Иван Матвеев предупредил правительственные войска, что по Оскольскому краю в центр России движется 30-ти тысячная татарская Орда.

В 1589 году особенно участились случаи нападения на русских сторожей, украинских казаков. Для которых привлекательной добычей были отборные лошади и оружие пограничников. Разбросанные по степи не многочис­ленные станицы явно не справлялись с охраной службой. В этой ситуации у сторожевой линии объявился отряд запорожцев, который направил к царю Федору Ивановичу посольство во главе с атаманом Матвеем Дворецким с предложением навести порядок в приграничье - «прибрать разбойных черкас». Взамен они просили снабдить недостающим оружием и боеприпасами, а также разрешить поселиться на Донце и Осколе с тем, чтобы обеспечить постоянную безопасность этих земель.

Предложение запорожцев было принято. Матвея Дворецкого отправили к Ливенскому воеводе Зиновьеву , которому было поручено снабдить казаков всем необходимым.

Эта категория казаков Оскольчан принимала активное участие в сторожевой службе Усть Ублинского острожка и составляла значительную часть городовых казаков, ездоков и вожей. Городовые казаки подобно стрельцам призывались на службу, получали земельное, денежное и соленое жалованье. В основном в Старом Осколе служили «с земли без денег». Небольшое денежное жалованье получали либо за «лишнее стояние» сверх установленного срока в пограничном охранении, либо в длительном походе.

Оскольские казаки не составили в крае административно-хозяйственную и военную организацию, как это было на Дону, Волге, Урале и Тереке. Их, правительство России стремилось использовать для охраны южных границ, снабжая хлебом, оружием, порохом и свинцом. Приглашённая на службу в южные города эта категория казаков получила название беломестных (свободных от податей), служащих по договору.

Первыми в городе Старый Оскол были терские казаки Ивана Матвеевича Прасолова и 39 его товарищей, живущих в отдельной беломестной слободе. Это в нынешней слободе Ламской.

В 1640 г. на службу в Оскол прибыли 37 ярославских «кормовых» казаков во главе с атаманом Федором Емельяновым. В 1644 г. воевода Дмитрий Плещеев принял на Осколе но указу Михаила Федоровича 30 донских казаков атамана Никифора Осиповича Медведева. В 1697 г. прибыли на службу казаки Острогожкого полка, но в начале 18 века, их вывели с Оскольской территории. По архивным данным на территории уезда находилось еще 10 яицких (Уральских)казаков.

Все они были организованы в отряды - станицы - с постоянным составом из 10 человек. Возглавлялась такая станица сыном боярским и его помощником - станичным атаманом. Кроме них в станицу входили два опытных проводника - вожа, досконально знавшие степные дороги, а также шесть ездоков.

В Белгородском уезде было сформировано 40 таких станиц, в Оскольском - 20. Белгородские станицы патрулировали местность, через которую пролегали Муравская и Изюмская дороги. На западе маршруты станиц доходили до верховьев Днепровских притоков, на юге - до устья Айдара. Одновременно в дозоре находились по 20 станиц - 200 чел. Первая двадцатка выезжала в степь в конце марта, а в середине лета ее сменяла следующая, которая несла службу до глубокой осени. Оскольские станицы охраняли участок Кальмиуской дороги вдоль Тихой Сосны, доезжая на востоке до Дона, и, подобно белгородским станицам, также распределяли службу по времени: 10 станиц (100 чел.) - с весны до середины лета и 10 станиц - с середины лета до конца осени.

Город Старый Оскол входил так же в состав Белгородской засечной черты, которую построили в 1658 году на пути вторжения Крымсих татар.

Через всю территорию Белгородской области с запада на восток проходил значительный и важный участок Белгородской черты. Это были валы и глубокие рвы, ежи и надолбы из острых кольев, которые мешали прорыву конницы. Участок имел протяженность около 400 км, что составляет почти половину всей длины Черты. Он перекрывал од­новременно три из четырех главных направлений татарских вторжений: Муравский, Изюмский и Кальмиусский шляхи. Главными узлами оборо­ ны Черты являлись города-крепости. На территории края их было 9. Все они занимали важное стратегическое положение. Гар­ низоны городов-крепостей защищали не только города и подчи­ ненные им участки оборонительной линии, но и осуществляли ре­ монт всех сооружений, отражали нападение татарских отрядов, высылали в поле и в стоялые острожки на Черте отряды для на­ блюдения за всеми татарскими дорогами. За всю историю существования Черты, татарской коннице не удалось прорвать ее практически ни в одном месте. Та­ ким образом, укрепления Белгородской черты сыграли важную роль в защите одного из наиболее опасных отрезков степной границы Московской Руси.

Роль казаков в истории России была настолько значительной, что после того как на южных границах московских владений кочевники были или покорены, или исчезли, и опасность нападений прекратилась, казаки и казачий внутренний быт уважительно поддерживались российским правительством, а казачьи войска, как военная сила, высоко ценились. Казачьи войска принимали самое активное участие во всех войнах, которые вела Россия. Казаки покрыли себя неувядаемой славой на полях сражений с войсками Османской империи, Польши, Франции, Германии, Австро-Венгрии, кавказских горцев, азиатских ханств, Персии, Китая, Японии и др. Казачество родило выдающихся полководцев - имена Краснощекова, Ефремова, Платова, Орлова-Денисова, Бакланова и многих других вписаны золотом в Отечественную военную историю.

Более 300 лет казачьи войска держали границы Российской Империи, расширяя ее пределы. Кавказ, Средняя Азия, Сибирь и Дальней Восток покорились русскому царю прежде всего благодаря энергии, мужеству, настойчивости казаков.

Границы России, по меткому выражению, лежали на арчаке казачьего седла. Только граница с Европой охранялась Отдельным корпусом пограничной стражи, вся остальная граница - от Кавказа до Тихого океана - охранялась казачьими войсками. Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Енисейское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское - эти казачьи войска составляли поистине бесценные бриллианты короны Российской Империи.

Самое близкое к нам, это Донско́е каза́чье во́йско — первое по старшинству и самое многочисленное из казачьих войск Российской империи. Размещается оно на отдельной территории, называющейся Область Войска Донского, которая занимает часть современных Луганской и Донецкой областей Украины и части Ростовской, Волгоградской, Воронежской областей и республики Калмыкия в Российской Федерации. Историческое название связано с рекой Дон.

Представительство ВКО ВВД, является структурным подразделением Войска Донского на территории Белгородской области и призвано собрать и объединить всех потомков донских казаков, волею судьбы и исторических катаклизм оказавшихся вне Донского присуда и проживающих в нашем городе и области. Также наша община открыта для приёма в свои ряды новых не равнодушных к судьбам своей страны людей. Тех которые ведут свои корни из любых казачьих войск, имея хоть каплю казачьей крови. А, так же коренных жителей Оскольскогого края, потомков местных Севрюков и Черкас. Мы надеемся, что из вновь повёрстанных казкаков, выйдет достойное пополнение наших рядов в казачьей станице. Только помните что: Вступая в казачье общество не поспешай, но присмотрись, поразмысли, а вступивши, служи честно, всем сердцем, всем помышлением. Любая служба твоя да будет службой народу и Богу, ради чего ты и появился в этот мир.

Соблюдай правила и обычаи народа твоего. Тогда станица, - любое казачье объединение ,- станет домом тебе, отцом и матерью твоими.

 

Слава тебе Господи, что мы казаки!!! 

 

 

 

 

 

 

Форма входа

...
Радио
Поиск
Архив записей
Посетители
Друзья сайта
  • ВОРОНЕЖСКИЙ КАЗАЧИЙ ОКРУГ ВОЙСКОВОГО КАЗАЧЬЕГО ОБЩЕСТВА ВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ

  • Общественный благотворительный экологический фонд Старооскольского городского округа Белгородской области «Зеленый мир» («Green World»)

  • ООО "Kris Fashion" ©

  • НЕФОРМАЛЬНЫЙ КЛУБ БАЙКЕРОВ

  • BeautyShop Натуральная косметика